Вторник, 13.11.2018, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОБУ детский сад 11 "Берёзка"

Должностная инструкция педагога-психолога

Муниципальное  дошкольное  образовательное  бюджетное  учреждение центр  развития  ребенка - детский  сад  № 11 «Берёзка»

Октябрьского района

«Утверждаю»

Заведующий

 

____________ Никонова Л.Д.

«   »___________201  г.

 

 

Должностная  инструкция № 2

 педагога - психолога

 

  1. Общие положения

 

1.1.  Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел « Квалификационные характеристики должностей работников образования», Письма Минобразования России от 22 января 1998 г. №20-58-07 ин/20-4 « Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»

1.2.  Педагог – психолог   назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.

1.3.  Педагог – психолог  непосредственно подчиняется  заведующему и руководителю психолога – педагогической службы.

1.4.  В своей деятельности руководствуется:

-Конституцией РФ;

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

-законодательными актами РФ;

-Типовым положением о дошкольной образовательной организации;

-Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной

 защиты ;

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,            

  содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных  

  организаций;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного 

  образования;

-приказом Министерства образования  науки РФ от 24 марта 2010г.№209 «О порядке

  аттестации педагогических работников государственных и муниципальных

  образовательных учреждений»;

-этическим кодексом педагога – психолога службы практической психологии

образования России;

-приказом Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 « Об

утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства

образования РФ»;

-письмом Министерства образования РФ от 7 апреля 1999 г. №70/23-16 « О практике

проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

-письмом Минобрнауки от 27 июня 2003 г. №28-51-513/16 « О методических

 рекомендациях по психолога – педагогическому сопровождению обучающихся в                               

 учебном – воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

-Уставом и другими локальными актами ДОУ;

-правилами внутреннего трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями заведующего;

-настоящей должностной инструкцией;

- Трудовым договором, Договором с родителями.

1.5. Педагог – психолог  должен знать:

      -приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную

деятельность;

-Конвенция ООН о правах ребенка;

-основы дошкольной педагогики, психологии, физиологии и гигиены,

анатомо-физиологические и клинические основы психологии;

-детскую и возрастную психологию;

-социальную психологию, детскую нейропсихологию, патоп - психологию,

психосоматику, психологию труда, психологию личности;

-основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностики;

-основы психологического консультирования и психопрофилактики;

-методы социально – психологического тренинга общения;

-современные методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития

ребенка;

-нормативные и методические документы по вопросу профессиональной и

практической деятельности;

-новейшие достижения психологической и педагогической наук;

-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,

 развивающего обучения;

-методы убеждения, аргументации, установления контактов с

 воспитанниками, родителями и специалистами ДОУ;

-технологии диагностики, методы обследования познавательного и эмоционально – личностного  развития ребенка;

-специфику развития интересов и потребностей воспитанников;

-основы работы ПК (текстовыми редакторами, таблицы), мультимедийным оборудованием, электронной почтой, браузерами;

-правила по охране труда и пожарной безопасности;

-инструкцию по охране жизни и здоровья детей, санитарно – эпидемиологические  требования  к  организации  образовательного процесса.

1.6. Педагог – психолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

 

2.Требования к квалификации

 

2.1. Педагог - психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки, «Педагогика и психология», без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению подготовки « Педагогика и психология» без предъявления требования к стажу работы».

2.2. Педагог - психолог  должен обладать основными компетенциями в организации и осуществлении:

-мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников;

-ранней диагностики и коррекций нарушений в развитии ребенка, обеспечение готовности к школе;

-различных видов  деятельности и общения воспитанников;

-психологического сопровождения образовательного процесса;

-мониторинговой процедуры;

-развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии;

-взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

-владения информационно – коммуникационными  технологиями и умением применять их в мониторинговой процедуре и в коррекционной, развивающей и профилактической работе с детьми.

2.3. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим

работникам, которые:

-владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

-вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

-имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не раннее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

2.4. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

-имеют установленную первую квалификационную категорию;

-владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

-имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

-вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

 

3. Должностные обязанности

 

Педагог – психолог обязан:

3.1. Осуществлять:

-профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в группах;

-развивающую, коррекционную и профилактическую работу на основе результатов психологического обследования детей;

-индивидуальное взаимодействие с ребенком с использованием диагностических методик (текстовых процедур, естественного эксперимента, бесед, проективных методик), отвечающих требований экономичности процедуры, развивающему характеру взаимодействия взрослого с ребенком, прогностичностью результатов психологического обследования, близостью диагностических заданий к педагогическому процессу;

-мероприятия по обеспечению оптимальной адаптации вновь поступающих детей;

-индивидуальную работу со всеми детьми в период адаптации к детскому саду;

-консультирование родителей по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;

-взаимодействия с воспитателем по обеспечению оптимальной адаптации вновь пришедших детей;

-психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействие их развитию и организации развивающей среды;

-выбор форм, средств и методов индивидуальных и групповых корригирующих занятий, исходя из психофизиологической целесообразности;

-консультирование воспитателей и родителей (законных представителей) по вопросам стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса;

-проведение специальных обучающих занятий, тренингов для воспитателей по изменению стиля воспитательных воздействий;

-динамическое наблюдение за детьми (выпускниками) посредствам взаимодействия с учителями начальных классов, педагогами – психологами школ;

-мониторинг детского развития на основе оценки интегрированных качеств ребенка: изучение психологических параметров видов деятельности по направлению развития ребенка в соответствии с новыми требованиями в сфере образования – ФГОСом дошкольного образования.

3.2. Разрабатывать:

-методы и способы коррекции микроклимата группы (при необходимости) и ознакомления с ними воспитателей и специалистов;

-дидактические материалы для осуществления развивающей профилактической и коррекционной работы;

-рекомендации для родителей по организации жизни ребенка в семье;

-рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей;

-мероприятия по улучшению психолога – педагогических условий пребывания воспитанников в дошкольной организации.

3.3. Информировать родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей.

3.4. Выявлять:

-трудности детей в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии;

-детей, имеющих специфики психофизиологические отклонения и направлять их на консультации в психологические, медицинские и медико-педагогические центры округа, города;

-стиль взаимодействия воспитателя с детьми в ходе образовательного процесса и в случае необходимости проводить мероприятия по его оптимизации.

3.5. Участвовать:

- в разработке и сопровождении образовательной программы ДОУ;

-образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных       особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего новым требованиям в сфере образования;

-формировании психологической культуры педагогических работников и родителей

(законных представителей), в т.ч. и культуры полового воспитания;

-проведение отчетных мероприятий в группах;

-работе педагогических советов, методических объединений в своей образовательной организации, районе, округе, городе.

-семинарах, конференциях и других мероприятиях по вопросам профессиональной деятельности;

-организации и проведении методической и консультативной помощи родителям

(законным представителям);

-подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой и годовым планом детского сада;

-формировании развивающей среды групп;

-интеграционным взаимодействиям с воспитателями и другими специалистами;

-установлении связей с внешними партнерами (школа, психолого – педагогические центры округа, города и т.д.).

3.6. Владеть современными образовательными технологиями и психологическими методиками и эффективно применять их в профессиональной деятельности.

3.7. Иметь стабильные положительные результаты коррекции развития, адаптации воспитанников.

3.8. Вносить личный вклад в повышении качества образования на основе совершенствования методов развивающей, коррекционной и профилактической работы, инновационной деятельности в освоении новых образовательных и развивающих технологий и активно распространять собственный опыт в области повышения качества сопровождения образовательного процесса.  

3.9. Проводить психологическую диагностику, психокоррекционную, профилактическую консультативную работу, опираясь на современные достижения в области педагогической и психологической наук, используя современные образовательные технологии.

3.9.1. Психолого-педагогическое изучение личности ребенка:

-психологическое обследование детей:

  *при поступлении в детский сад;

  *при переходе на новый возрастной этап;

  *в процессе подготовки к школе;

-диагностику уровня общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление психологических причин особенностей общения и составлять план тренингов по развитию коммуникативных навыков;

-оценку межличностных взаимоотношений детей в группе (социометрию) с целью определения социального статуса группы и отдельных детей;

-наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей и их игровым общением с целью выявления имеющихся навыков уверенного поведения в возникшей проблемой ситуации;

-выявление детей, имеющих проблемы интеллектуального и личностного развития.

3.9.2. Развивающую и сопровождающую работу по развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы:

-индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к детской организации;

-индивидуальную и групповую работу с детьми с целью определения их готовности к обучению в школе;

-корригирующие занятия в соответствии с особенностями развития детей (совместно с воспитателями групп);

-совместные (родители и дети) семинары – тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

3.9.3. Консультативную работу:

-консультирование взрослых по вопросам развития и воспитания детей;

-оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам в решении конкретных проблем;

-помощь воспитателям при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;

-специальные занятия, тренинги и другие формы обучения для родителей (при необходимости).

3.10. способствовать формированию:

-общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей;

-социально – психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе;

-потребности у педагогов в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

3.11. Вести в установленном порядке документацию в соответствии с номенклатурой дел в организации, утвержденной приказом руководителя, своевременно представлять администрации необходимые данные.

3.12. Соблюдать:

-права и свободы воспитанников, содержащие в Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка.

- профессиональную этику, сохранять профессиональную тайну, исходя из принципов информационной конфиденциальности, не распространять сведений, полученных в результате диагностической, профилактической, консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку и его окружению.

3.13. Обеспечивать:

-безопасность жизнедеятельности детей и соблюдение требований СанПин во время непосредственно организованной деятельности;

-соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности; 

-охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;

3.14. Обобщать и представлять опыт своей психолого-педагогической деятельности для коллег ДОУ и других дошкольных организаций округа, города.

3.15. Проходить медицинский осмотр строго по графику;

3.16. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.

3.17. Педагог – психолог по необходимости привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени. 

 

4. Права

 

4.1 Педагог - психолог  имеет права, предусмотренные ТК  РФ, Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом детского сада, Коллективным договором, правила внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами.

4.2. Педагог - психолог в пределах своей компетенции имеет право:

-принимать участие в разработке образовательной программы, годового плана организации;

-устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;

-вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

-представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;

-знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;

-требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

-участвовать в работе органов самоуправления.

4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раз в 3 года).

                         

                                                          5. Ответственность

 

5.1. Педагог – психолог  несет персональную ответственность:

-за жизнь и здоровье воспитанников во время проведения образовательного процесса.

-за нарушение прав и свобод воспитанников, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами организации.

5.2. В случае нарушения Устава организации, условий Коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего педагог  подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог  может быть уволен по ст. 336,п.2  ТК РФ.

5.4. Педагог – психолог несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных данной должностной инструкцией.

 

 

С инструкцией

ознакомлен:

 

________________/_______________________________________________/

            подпись                                 Расшифровка подписи

 

«_»_______________________20__г.

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0