Вторник, 13.11.2018, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОБУ детский сад 11 "Берёзка"

Почему трудно первокласснику?

ПОЧЕМУ ТРУДНО ПЕРВОКЛАССНИКУ?

Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это первый класс!»

Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждет много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учеными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.

Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания.

Ничего нового… режим!

Начало занятий в школе, как правило, в 8 часов. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на все: постель убрана, зарядку сделать, себя привести в порядок, позавтракать. И главное, выйти из дома заранее, без спешки.

Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъема было не менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребенок засыпал в строго определенное время.

Итак, первое – сон. Нужно рано вставать, а следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание.

Если не позаботиться, чтобы ребенок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнет овладевать вялость либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретёт напряженный характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.

Второе – движение.  Это необходимейшее условие успехов первоклассников. Для того чтобы ребенок хорошо учился, его двигательный режим должен составлять 12-14 часов в неделю.

А что мы видим на практике? Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность – самая обременительная часть школьных будней.

Особенно тяжело переживается ребенком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение – активный процесс и участвуют в нём 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека.

Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают. Наверняка каждому приходилось слышать раздраженное: «Да постой же спокойно хоть пять минут!» А малышам все трудно, даже стояние. Правда, при этом легче функционировать сердцу и легким. Сколько может выстоять первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше наступает перенапряжение, а затем срыв.     

Третье – воздух. Прогулки на свежем воздухе – сильнейшее лекарство от переутомления.

С первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не хватает. После уроков – все это прекрасно знают – нужно выполнить домашнее задание, да еще сделать работу качественно. Усиленное внимание к учебным успехам своего чада – сегодня фактор родительского престижа. Вот и заставляет мама переписывать упражнения по несколько раз, а мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы корявыми, письмо неряшливым.

Или чтение. Чтобы прочесть одну страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребенок быстро устает, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится, постоянно что-то хватает руками, рвется куда-то, может и под стол залезть или по дивану попрыгать. «Какой шалун! Прекрати баловаться!» - гневно восклицают взрослые, глядя на такого малыша. А он просто не выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки.

Близятся сумерки, а меленький труженик упорно и безнадежно делает уроки.

Сколько же времени уходит у него на это? Два, три, порой даже четыре часа! Да, как показывают наблюдения, совсем не редкость, когда первоклассник сидит за уроками четыре часа.

А если еще музыка, иностранный язык?

Где же выход? И первое, на что идут родители, - отмена прогулки. Не успеваешь – не гуляешь. Картина весьма знакомая.

Дневная норма прогулки первоклассника – 3 часа. А сколько гуляет ваш ребенок? Наверняка меньше. К чему это приводит?

Переутомление растет, недостаток в свежем воздухе увеличивается. В результате родительская небрежность оборачивается во вред школьнику.

Часто на собраниях родители спрашивают: кому будет легче учиться – тому, кто идет в школу подготовленным, или тому, кто не знает грамоты.

Обычно очень трудно ответить на такой вопрос однозначно. Многое зависит от индивидуальных возможностей ребенка. Однако с уверенностью берусь утверждать, что для успешного обучения гораздо важнее, насколько хорошо дети понимают смысл слова «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.

Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».

Надо рано вставать, надо сидеть в классе, надо писать буквы в тетради, надо решат задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться…

Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.

Собранности и самостоятельности недостает многим первоклассникам. Все это – издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребенка, считают единственным средством приучения его к ответственности неслабый контроль.

Как они это делают? С рвением и завидным постоянством родители начинают опекать свое детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый».

А «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы – не столько его, сколько мамино дело.

Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребенку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.

Как этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам педагога. В сентябре у первоклассников домашних заданий как таковых еще нет. Их учат ответственности, порядку и дисциплинированности. Приемы просты, ими может воспользоваться каждый.

К примеру, учительница говорит, что завтра необходимо принести клеёночку или большой лист бумаги, хотя бы газету.

А вот другое задание – нарисовать свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли она у тебя, почему больше всего любишь ее, во что с ней играешь?

Не правда ли, такое запамятовать довольно трудно? Но всякое бывает.

В чем проявляется забота родителей в подобных случаях? От взрослых требуется немногое – всего лишь помочь ребенку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя.

Если кто-то из членов семьи взял в этом году отпуск в сентябре, а кто-то в октябре, чтобы уделить ребенку побольше времени, то вы приняли правильное решение. Именно в самом начале школьной жизни совет и поддержка старших так же важны для маленького человека. Именно сейчас он особенно нуждается в том, чтобы рядом с ним были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится, придут на помощь.  

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0