Понедельник, 10.12.2018, 00:24
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОБУ детский сад 11 "Берёзка"

ПРОЕКТ "Волшебный песок"

 

Бритоусова Ольга Васильевна

воспитатель I квалификационной категории

Ларионова Валентина Владиленовна

воспитатель

 

Участие в районном конкурсе

проектно-исследовательских работ

дошкольников "Первые шаги"

2016 год

Награждены "Грамотой Управления Образованием

Администрации Октябрьского района"

за 2 место

 

ФОТО с проекта 

 

Паспорт проекта

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, педагог-психолог, родители.

Руководители проекта: Бритоусова Ольга Васильевна, Ларионова Валентина Владиленовна.

Тип прокта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой, краткосрочный (3 недели).

Цель проекта: развитие познавательно-исследовательских способностей детей в процессе знакомства со свойствами песка и области его применения.

Задачи проекта:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о происхождении и свойствах песка (познавательное), обогащать и развивать речь детей.
  2. Развивать познавательный интерес, детскую самостоятельность и инициативу.
  3. Формировать у детей знания о значении песка в жизни человека в области ОБЖ и ЗОЖ .

Актуальность:

Тема исследовательской деятельности возникла после того, как на сеансе песочной анимации Рома К. задал вопрос педагогу-психологу: «Почему у нас в песочнице другой песок? Мы им не можем рисовать!». Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. У них возник интерес к песку. А проект дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания о песке, его свойствах. С раннего возраста дети играют с песком, и интерес к нему не угасает на протяжении всего дошкольного детства.

Удивительные слова о песке сказал К.Д.Ушинский «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию. Для детей лучшая игрушка – куча песка». Лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться. Возникла необходимость расширения знаний и представлений о свойствах песка.

Продукт проектной деятельности.

  1. Изготовление лэпбука (интерактивная папка-передвижка).
  2. Изготовление альбома (буклета) «Опыты с песком»
  3. Изготовление песочных часов.
  4. Коллекция творческих работ с применением песка.

План работы над проектом: этот проект значим для всех участников.

Дети: исследование песка, его свойств, назначение.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности взаимодействия со своими детьми, применяя полученные знания; участвуют в создании продукта проекта.

Распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует проектно-исследовательскую ситуацию, совместную опытную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в исследовательской и творческой деятельности.

Родители: совместно с детьми и воспитателями участвуют в проекте.

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое

  1. Информационная ширма для родителей.
  2. Консультация педагога-психолога «Песочная анимация».

Материально-техническое обеспечение.

  1. Мини-лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, стаканчики, формочки для песка).
  2. Песок: речной, морской, кварцевый, цветной, кинетический.
  3. Цветной мел.
  4. Емкости для проведения опытов.
  5. Набор иллюстраций.
  6. Сборник мультфильмов о песке.
  7. Видео.
  8. Микроскопы в кабинете химии.

Место проведения:

Группа, сенсорная комната, групповой участок, кабинет химии в школе № 2.

Сроки проведения: ноябрь 2016 год

Форма проведения: групповая, подгрупповая.

Вид деятельности.

Образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная опытно-исследовательская деятельность.

Ожидаемый результат.

Развитие интереса детей к исследованию песка, его свойств, ценности и использовании человеком.

Развитие речевой активности, расширение словаря.

Гипотеза исследования.

Содействие развитию познавательных потребностей личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если исследовательская деятельность старших дошкольников стимулирует творческий подход и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, инициативы и желаний.

Объект исследования – песок.

Предмет исследования: свойства песка.

При организации исследовательской деятельности были использованы методы:

- Изучение информации, беседы

- Постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдение.

- Подбор материалов и оборудования для исследовании.

- Использование художественной литературы.

- Анализ просмотра познавательных мультфильмов.

- Анализ познавательной литературы.

- Экспериментальная деятельность.

- Исследовательская деятельность.

- Экскурсия.

- Рассматривание.

- Творческая деятельность.

- Игровая деятельность.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

2. Основной (практический) этап

3. Заключительный этап

Подготовительный этап.

Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель и задачи для экспериментирования; подобрали познавательную, научную и художественную литературу по теме проекта; рассматривали иллюстрации пустынь, морских побережий, мест добычи песка. Собрали коллекцию разновидностей песка (морской, речной, кварцевый, кинетический, цветной). Прочитали сказку «Песочные часы» Вениамина Каверина. Н. Носова « На горке»

После просмотра мультфильмов о песке интерес к этой теме у ребят возраст. Им захотелось провести опыты и эксперименты с пеком. С чего начались наши исследования.

Основной (практический) этап

Сначала мы с детьми узнали откуда берётся песок, мы взяли по два камешка постучали, потёрли их друг о друга, то что получилось рассмотрели под лупой.

Потом мы изучили состав песка. Для этого мы пошли в школу в кабинет химии, где в микроскопы рассмотрели песок. Выяснили, что песчинки бывают белые, желтые, коричневые, зеленые и даже черные. Все они разной формы. В ходе экспериментальной деятельности выяснили свойства сухого и мокрого песка.

Представление результатов проекта

Песок сухой

Песок мокрый

Сыпучий

Несыпучий

Видны формы песчинок

Не видны формы песчинок

Движется

Не движется

Имет цвет

Имеет цвет намного темнее

Хорошо пропускает воду

Хорошо пропускает воду

Не лепится

Лепится

Можно рисовать

Можно рисовать

Не имеет формы

Сохраняет форму, пока не высохнет

Легче в весе

Тяжелее в весе

Очищает воду

Очищает воду

Использование песка людьми (значение)

Приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок

Необходимы песочные часы (используют чаще в больнице, на кухне)

Приятно играть, строить

Посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться

Тушат пожар

В строительстве дорог, домов, стеклянной посуды

Изготовление рисунков и аппликаций из песка для эстетического оформления детского сада и групп

Проведение опытов и экспериментов было интересным для детей. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, делали выводы.

Заключительный этап.

Продуктом нашего проекта было художественно-эстетическое творчество. Дети познакомились со способом рисования картин песком, сделали поделки из кинетического песка для украшения группы. Оформили альбом опытов для детей других групп. Провели мастер-класс с родителями «Рисование песком». Глеб Т. оформил с мамой лэпбук (интерактивная папка-передвижка) на тему «Песок». Оформили материалы для родительского уголка.

Изготовили песочные часы для творческой лаборатории и гантели для спортивного уголка.

Результаты:

В результате реализации проекта, дети расширили и обобщили знания о песке, кратко описав его свойства, места добычи и использование человеком. Расширили знания о том, какие виды песка бывают. Выросла речевая активность детей.

Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами различного песка, создание альбома опытов и экспериментов «Удивительный песок»

В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам:

Существует несколько видов песка.

Песок – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Осмысление элементарных естественно - научных представлений о песке, как ископаемом.

Узнали свойства и качества песка.

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0